- Подготовка производственной площадки к маркировке
- Сроки внедрения маркировки для производителей: что нужно знать малым, средним и крупным?
- Оборудование для маркировки: какое нужно и что пригодится из того, что у вас уже есть?
- Состав кода маркировки молочной продукции
УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись. Для чего нужна, где получить?
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — самый надежный вид электронной подписи. Программы шифрования проходят проверку в ФСБ РФ. Работает вместе со средством криптографической защиты информации (СКЗИ), установленном на компьютере пользователя.
СКЗИ и УКЭП создают файл подписи, который прикрепляется к документу. Файл содержит данные о том, кто и когда подписал этот документ.
Наличие УКЭП — обязательное условие для работы в ГИС МТ и ФГИС МДЛП.
Усиленная квалифицированная электронная подпись позволяет:
- Зарегистрироваться в ГИС МТ (ФГИС МДЛП);
- Отчитываться о любых операциях с товаром — поставка, приемка, продажа маркированной продукции;
- Вносить изменения в личный кабинет, добавлять товарные группы, участников оборота товаров.
Получение УКЭП
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 года №476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» с 1 января 2022 года для получения электронной подписи руководители организации (лица, имеющие право действовать от имени организации без доверенности, указанные в ЕГРЮЛ/ЕГРИП) должны обратиться в Удостоверяющий центр ФНС России.
Услуга по выдаче электронной подписи предоставляется ФНС России, в территориальных органах ФНС России и у доверенных лиц УЦ ФНС России. Электронную подпись в ФНС России могут получить только руководители организаций, услуга предоставляется бесплатно.
Для выпуска квалифицированной электронной подписи необходимо обратиться в ФНС России и иметь с собой:
- Основной документ, удостоверяющий личность (паспорт)
- Сертифицированный носитель (USB токен) для записи на него ключей электронной подписи
- Страховое свидетельство (СНИЛС)
- Копию ИНН
Для получения услуги возможна запись на сайте ФНС России посредством сервиса "Онлайн-запись на прием в инспекцию" или "Личный кабинет для физических лиц". Подавать заявление на получение УКЭП можно в бумажном или электронном виде.Стоимость оформления УКЭП составляет от 2 тысяч рублей и зависит от выбранного удостоверяющего центра.
Выданные ранее электронные подписи будут действовать до 31 декабря 2022 года либо до истечения срока, указанного в сертификате. В случае, если аккредитация удостоверяющего центра, выдавшего электронную подпись не продлена, то электронная подпись прекратит свое действие с 01 января 2022 года.
Правила получения электронной подписи для сотрудников организации и уполномоченных лиц остаются прежними. Получить сертификаты электронной подписи можно в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных по новым правилам Минцифры России.
Сертификаты электронной подписи, выданные на физическое лицо (без указания ИНН организации), могут быть применены для работы в системе маркировки во втором квартале 2022 года. Просьба учитывать данную информацию в работе и, по возможности, обновить сертификаты пользователей на сертификаты сотрудников (сертификат с указанием ИНН организации).
Как пользоваться УКЭП
Для того чтобы начать пользоваться УКЭП, её нужно установить на компьютер после чего у вас появится возможность подписывать документы или авторизовываться на различных порталах, в том числе зарегистрироваться в ГИС МТ и ФГИС МДЛП. Для работы УКЭП используется СКЗИ, которое представлено в виде отдельной программы.
СКЗИ работает по следующему принципу:
Для того чтобы начать пользоваться УКЭП, её нужно установить на компьютер после чего у вас появится возможность подписывать документы или авторизовываться на различных порталах, в том числе зарегистрироваться в ГИС МТ и ФГИС МДЛП. Для работы УКЭП используется СКЗИ, которое представлено в виде отдельной программы.
СКЗИ работает по следующему принципу:
- Отправитель создаёт документ, добавляет файл подписи при помощи СКЗИ и закрытого ключа УКЭП, после чего зашифровывает документ и объединяет всё в файл, который отправляется получателю.
- Получатель расшифровывает документ при помощи СКЗИ и закрытого ключа своей УКЭП,проверяет целостность УКЭП и убеждается, что в документ не вносились изменения.
Виды СКЗИ
СКЗИ может быть встроенной в носитель УКЭП, либо представлена в виде отдельного программного продукта. В первом случае не требуется установка дополнительных программ, а шифрование и расшифровка документов происходит сразу на носителе.
К отдельным программным продуктам относятся следующие СКЗИ:
- КриптоПро CSP — для Windows 7/8/8.1/10/Server 2008 R2/2012 R2, для UNIX-подобных операционных систем.
- VipNet CSP — для Windows 7/8/8.1/10/Server 2008 R2/2012/2012 R2, для Linux.
Подробная инструкция о том, как устанавливать СКЗИ для работы с УКЭП содержится в видео-уроке.
Дополнительная информация!
В сервисах ЛКЮЛ и ЛКИП появилась возможность направить запрос на перевыпуск квалифицированного сертификата электронной подписи, подписав его с использованием действующего сертификата, ранее полученного в УЦ ФНС. С помощью старого (не истекшего!) сертификата вы авторизовываетесь в личном кабинете и вам становится доступным функционал направления запроса, а для хранения закрытого ключа можете использовать носитель, который у вас уже имеется. Посещать налоговый орган не нужно, новый сертификат вернется к вам в сервис.