- Подготовка производственной площадки к маркировке
- Сроки внедрения маркировки для производителей: что нужно знать малым, средним и крупным?
- Оборудование для маркировки: какое нужно и что пригодится из того, что у вас уже есть?
- Состав кода маркировки молочной продукции
Возврат маркированных товаров поставщику
Как правильно оформить возврат маркированной продукции поставщику и отразить операцию на платформе «Честный ЗНАК»? Алгоритм действий различается в зависимости от того, кто и кому возвращает товар: например, розничный покупатель сдаёт покупку в магазин или мелкооптовый продавец отказывается от партии товара от производителя. Есть ещё вариант, когда комиссионный магазин возвращает физическому лицу непроданные вещи. Рассмотрим все возможные ситуации.
Физическое лицо возвращает маркированный товар физическому лицу
Сделки по продаже и возврату продукции между частными лицами совершаются на основе личной договорённости, оформленной устно или зафиксированной в договоре купли-продажи, в соответствии с нормами ГК РФ. Физические лица освобождены от обязанности маркировать продукцию и передавать сведения в «Честный ЗНАК». Поэтому возврат не надо отражать в системе маркировки.
Если физическое лицо зарегистрировано как индивидуальный предприниматель, тогда все операции с отслеживаемой продукцией осуществляется им, как юридическим лицом.
Частное лицо возвращает продукцию юридическому лицу
Такая ситуация возникает при возврате товара конечным покупателем в магазин. Покупатель может вернуть новый товар в течение 14 дней, если он не подошёл по размеру, цвету или по другим причинам. Также возврат производится по гарантии, при обнаружении брака, непригодности продукции к употреблению. Принимая товар, кассир должен выбить чек возврата. А код товара следует повторно ввести в оборот для дальнейшей продажи. Действия принимающей стороны зависят от состояния кода возвращаемой продукции:
-
Если код не повреждён и считывается 2D сканером, то повторный ввод в оборот происходит автоматически: оформляя чек возврата, кассир сканирует штрихкод DataMatrix на товаре, данные из чека поступают в ОФД и передаются в «Честный ЗНАК».
-
Код утерян (возвращается товар без этикетки, коробки или с повреждённым кодом). В этом случае кассир выбивает чек возврата без указания кода маркировки. Для выставления на продажу товара следует заказать новый код и ввести его в оборот. Эти действия можно сделать в личном кабинете оператора ЭДО или на сайте «Честного ЗНАКа», к заявке надо приложить данные о документе на возврат и указать причину «Перемаркировка».
-
Код маркировки повреждён или уничтожен, но у покупателя есть чек. Из чека можно восстановить код товара и затем списать его в личном кабинете. Для его повторного ввода в оборот надо заказать новый код.
При возврате продукции в интернет-магазин через курьера, он самостоятельно сканирует код и выдаёт чек возврата. Информация о возврате через оператора фискальных данных поступает в систему маркировки.
Если покупатель сдаёт обратно бракованную или просроченную продукцию, непригодную для продажи, повторно вводить код в оборот не надо.
При подключении услуги ОФД от OFD.ru коды маркировки из чеков передаются в «Честный ЗНАК» бесплатно.
Возврат от юридического лица физическому лицу
Частные лица могут продавать маркированные товары через комиссионные магазины или SecondHand: сдавать на реализацию неподошедшую одежду и обувь. Продажа бывшей в употреблении продукции не подлежит фиксации в системе маркировки.
Но если комиссионный магазин принимает на реализацию от физического лица новые товары, подлежащие прослеживаемости, компания обязана ввести их в оборот. Поставщик может сдать в магазин товар с этикеткой и неповреждённым кодом. Тогда продукция вводится в повторный оборот с тем же кодом.
Если же на товаре нет штрихкода DataMatrix, компания обязана заказать его и ввести в оборот в личном кабинете оператора ЭДО или на сайте «Честного ЗНАКа». Для комиссионных магазинов введена упрощённая система оформления кода маркировки для продукции, полученной от физического лица: можно не указывать страну производства, модель, марку. Для обуви, например, достаточно указать ИНН, размер, тип обуви, материал. Это правило действует только для товарных категорий одежда и обувь.
Не проданная в установленный срок продукция возвращается поставщику — физическому лицу. При этом магазин обязан оформить выбытие товара и отразить вывод кода маркировки из оборота через личный кабинет оператора ЭДО или на сайте «Честного ЗНАКа». Причина вывода — возврат физическому лицу.
Возврат от юридического лица (и ИП) юридическому лицу
Условия возврата в сегменте B2B (business-to-business) устанавливаются гражданским кодексом и положениями договора купли-продажи. Поставщики и получатели могут обозначать объём своих прав и обязанностей в рамках договора. Важно прописать в документе критерии качества и другие характеристики поставляемой продукции. Если обе стороны являются плательщиками НДС, необходимо указать в договоре, что возврат товара оформляется обратной поставкой.
Причиной для возврата продукции может быть брак, повреждение упаковки, не соответствующее условиям договора качество или комплектность. В соглашении также может быть оговорён возврат продукции поставщику, если розничный продавец не смог продать товары в течение установленного срока.
Если критерии качества не зафиксированы в договоре, продукция оценивается по следующим параметрам: пригодна к употреблению по её прямому назначению, соответствует описанию поставщика или установленным законом нормам.
Действия сторон по фиксации перемещения маркированной продукции зависят от того, когда совершается возврат.
Продукция возвращается во время приёмки
Решение о возврате товаров было принято покупателем при приёме, а документы поставки ещё не подтверждены. В этом случае следует попросить поставщика изменить УПД, удалив позиции, от которых отказывается получатель. Или составить корректировочный документ (УКД) о расхождениях.
При возврате товаров во время приёмки получателю не придётся составлять никаких корректировочных документов, всё оформляется продавцом.
Возврат оприходованной продукции
Это значит, что возврат товаров производится после того, как документы подписаны, право собственности перешло к покупателю и данные о перемещении продукции через систему электронного документооборота поступили в «Честный ЗНАК». В этом случае покупатель отгружает товары в адрес поставщика и оформляет обратную поставку, формируя УПД на возвращаемую продукцию. Коды добавляются в документ сканированием или вручную, сформированный УПД направляется поставщику.
Важно проследить, что поставщик подтвердил документ, данные поступили в систему маркировки и товары сменили владельца. Оформить возвратные УПД можно в личном кабинете ЭДО или на сайте «Честного ЗНАКа».